Фрагмент для ознакомления
2
Кризис подросткового возраста, является одной из актуальных и важнейших проблем детей нынешнего общества. Это связано с возникновением новых современных требований, предъявляемых к ним происходящими социально – экономическими преобразованиями.
Актуальность этой темы так же в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя, найти решения возникающим проблемам, в большей степени самостоятельно.
Подростковый период является важным этапом в жизни каждого человека. Это та своеобразная черта, переступив которую ребёнок постепенно формируется во взрослую, полноценную личность. В это время подросток меняется не только физически, активно растёт и развивается телесно, но также активные изменения происходят в его социальных и психологических аспектах жизни.
Происходит активное интеллектуальное, мировоззренческое развитие, у подростка значительно расширяется кругозор, ведь информации, влияющей на него в этот период, действительно много. У подростка формируется самосознание, понимание себя частью этого мира, осознание себя уникальной личностью.
Подростковый возраст — это стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью. Возраст может варьироваться от 11–12 до 16–17 лет. Это время характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
Несмотря на масштабность фундаментальных исследований подросткового возраста в целом и данного кризиса в частности, представленных в трудах отечественных психологов (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна и др.), данный вопрос не теряет своей актуальности и на сегодняшний день, а современные исследователи продолжают его изучение.
На актуальность исследований личностных кризисов, значимость подросткового возраста и важность изучения личностных особенностей подростка в период кризиса данного возраста, обращает внимание Г.С. Трофименко (2013).
Проблематика и особенности кризиса подросткового возраста также затронуты в работе М.А. Тимофеевой (2016). Автор, анализируя базовые положения по проблеме подросткового кризиса, обозначенные Л.С. Выготским, находит совпадение по данному аспекту мнений практикующих педагогов с точкой зрения ученого, отмечая, что педагоги имеют представление о подростковом кризисе и его особенностях.
Однако данная проблема интересует не только специалистов-психологов и практикующих педагогов, но и родителей, как полноправных субъектов образовательного процесса.
И если специалисты владеют информацией об этом сложном периоде жизни, который переживают подростки, то большинство родителей зачастую знают только о том, что кризис существует, а сама суть этой проблемы остается им неизвестной.
Цель работы – изучение особенностей переживания подросткового кризиса.
Объект исследования – подростковый кризис.
Предмет исследования – особенности переживания подросткового кризиса.
Задачи исследования:
1) рассмотреть психологические характеристики подросткового возраста;
2) проанализировать теоретические подходы и особенности протекания подросткового кризиса;
3) методологически обосновать и провести эмпирическое исследование;
4) обобщить и проанализировать полученные эмпирические данные.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические взгляды на проблему подросткового кризиса
1.1. Психологические особенности подросткового возраста
Существуют различные возрастные периодизации развития человека. В разное время свои варианты такой периодизации предлагали философы, педагоги и психологи - Аристотель, Выготский Л.С., Коменский Я.А., Руссо, Ж.Ж., Эльконин Д.Б. и др. Все вышеперечисленные ученые выделяли в качестве отдельного этапа пубертатный (подростковый) период, который рассматривается преимущественно как наиболее яркий кризис в становлении личности человека .
Действительно, подростковый возраст – это один из самых сложных и проблематичных периодов в жизни детей, это возраст человека в пределах от 11-12 до 14-15 лет (по Выготскому Л.С.), являющийся в физическом (физиологическом), психологическом и поведенческом планах переходным от детства к взрослости. Кризисными признаются также типичные характеристики поведения детей на протяжении подросткового возраста. Известный отечественный психолог Д. Б. Эльконин разделял подростковый возраст на два периода: младший (12–14 лет) и старший (ранняя юность; 15–17 лет), а Д.И. Фельдштейн разграничивал подростковый этап на 3 стадии: 1-ая стадия – младший подростковый (10-11 лет), который характеризуется отрицательным чувственным фоном и определяется автором как «локально-капризная»; 2-ая стадия – средний подростковый (12-13 лет), характеризующаяся переживанием недовольства собой, зависимостью самомнения от оценок находящихся вокруг, тем более сверстников; на третьей стадии (14-15 лет) появляется «оперативная самооценка», определяющая отношение ребенка для себя и в реальное время .
Подростковый возраст — это период завершения детства и переход человека на новую ступень психического и физического развития – период взрослости.
Согласно периодизации психического развития Д. Б. Эльконина , основанной на теории деятельности А. Н. Леонтьева, концепции развития личности Л. И. Божович и основных положениях Л. С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста, подростковый возраст разделяется на два периода: младший подростковый возраст (11 – 14 лет) и старший подростковый возраст (14 – 17 лет).
Охарактеризуем их более подробно.
Младший подростковый возраст (11 – 14 лет) это период множественных изменений в организме и личности ребенка. Начинается период младшего подростничесва с пубертатного кризиса, связанного в первую очередь с физическими и физиологическими изменениями в организме подростка. Активизация и взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают эмоциональную нестабильность, что в свою очередь усиливает сексуальное возбуждение. Половая идентификация развивается на более высоком уровне.
Сменяется ведущий тип деятельности: от учебной, к интимно-личностному общению. Формируется образы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. В связи с этим резко повышается интерес к своей и чужой внешности, остро переживаются действительные и мнимые изъяны внешности.
Так же меняется социальная ситуация развития: расширяется сфера социальной активности, меняются отношения с учителями, сверстниками, родителями. Переход на среднее звено обучения сопровождается увеличением числа и разнообразия учителей, с которыми приходится выстраивать отношения; отношения со сверстниками выходят за рамки учебной деятельности. Формируются подростковые сообщества, в которых происходит освоение норм социальной жизни, определяются нравственные нормы регуляции отношений.
Новообразованием данного возрастного периода является «чувство взрослости», появление потребности в личной рефлексии.
Старший подростковый возраст (14 – 17 лет) является переходным моментом от подростничества к юношеству. К 15 годам возникает новый кризис, связанный с осознанием необходимости изменить своё место в обществе, появляется новое пониманием себя, своих способностей.
Происходит активное формирование самосознания.
На данном этапе жизни ребенок сталкивается с первыми явлениями взрослой жизни. Ведущая деятельность вновь становится учебной, однако теперь она приобретает характер учебно-профессиональной деятельности, которая подразумевает изучение системы научных понятий в рамках предварительного профессионального самоопределения, появляются четкие интересы и перспективы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип/ Г.С. Абрамова – М .: Издательский центр «Академия», 2000.
2. Агирбова, Д. М. Психологические особенности кризиса подросткового возраста / Д. М. Агирбова, Л. И. Калашникова // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 82-4. – С. 138-141.
3. Азбель А.А. Как помочь современному выпускнику выбрать профессию. Психология современного подростка/ А.А. Азбель. СПб., 2005
4. Азбель А.А. Как помочь современному выпускнику выбрать профессию. Психология современного подростка/ А.А. Азбель. СПб., 2005.
5. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков. М., 2001
6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога/ С. Ю. Головин – М.: Издательство Харвест, 2007.
7. Голубков Г.В., Лычагина Я.А., Причины возникновения кризиса в подростковом возрасте // Скиф. 2019. №5-1 (33). [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-vozniknoveniya-krizisa-vpodrostkovom-vozraste
8. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков/ А.Г. Грецов СПб., 2006
9. Григорян, А. А. Кризис подросткового возраста: понимание проблем и поиск решений / А. А. Григорян // Российская наука на пути к устойчивому развитию: междисциплинарные исследования : Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, Ставрополь, 20 марта 2023 года. – Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью "Ставропольское издательство "Параграф", 2023. – С. 137-139.
10. Казанская В. Г. Подросток: трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей - СПб.: ПИТЕР, 2006
11. Кон И.С Психология ранней юности/ И.С. Кон – М.,2005.
12. Кривцова С. В., Рязанова Д. В., Пояркова Е. А., Байдакова О. И., Зеликман Ю. А., Крыжановская С. С., Лунин В. В. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (7–8 классы) – Издательство «Генезис», 2016
13. Кузьмин М.Ю. Динамика нормативного кризиса и собственно кризиса идентичности в подростковом возрасте // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. №1 (41). [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-normativnogo-krizisa-i-sobstvennokrizisa-identichnosti-v-podrostkovom-vozraste
14. Кулагина И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе// Вестник Университета РАО. 2000. № 1
15. Моргун, В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии /В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева. – М., 2006.
16. Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе / Под ред. В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. - М., 1976.
17. Толстых Н.Н., Прихожан А.М.//Психология подросткового возраста. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Научная школа: Российский государственный гуманитарный университет, 2019. – 406 с.
18. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. Учебное пособие. – Саратов, 2002.
19. Холодковская О.С., Пашнина В. А. Трудный переходный возраст. Легкое решение сложных проблем. М.: Аспект-Пресс, 2011. – 192 с.
20. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии 1971. №4